+7 966 056-77-77 — WhatsApp, Telegram
+7 (495) 961-00-89

Практическая философия — софология. Софологический психоанализ

Павел Саловский

Практическая философия — это новое направление (а правильно было бы сказать — хорошо забытое старое). Её ещё называют софологией, то есть «наукой о мудрости», в отличие от философии — «любви к мудрости».

В эпоху глобального кризиса мы возрождаем исконные приёмы мышления философов древней Греции — живой диалог, постановка вопросов, поиск истины. В отличие от множества разнообразных консультантов и советчиков, мы подходим к решению как личностных проблем, так и бизнес-задач комплексно, системно, целостно.

Но можно ли назвать философию, а вслед за ней и софологию наукой? Давайте подумаем и предоставим слово профессору Леьву Евдокимовичу Балашову, создателю этого направления в философской науке.

«Значимость практической философии вытекает из того фундаментального факта, что мысль может непосредственно влиять на действие: либо побуждать человека к действию, либо, напротив, тормозить, останавливать действие, отвращать от него. Цель практической философии: побуждать с помощью мысли к правильным, хорошим действиям и отвращать от ошибочных, плохих действий. Нужно иметь в виду, что практическая философия не то же самое, что практическая роль философии. Философия в целом оказывает определенное практическое воздействие на жизнь людей. И большей частью опосредованно, через науку, изобретательство, политику, экономику, искусство, литературу.

Практическая философия — это та часть философии, которая пытается непосредственно влиять на жизнь людей, через философские тексты и речи, через живое общение философов с людьми. Практической философией в точном смысле слова, профессионально занимались немногие: некоторые софисты в Древней Греции и некоторые философы, использовавшие философскую аргументацию в своих индивидуальных и коллективных беседах для тех или иных практических целей. В широком смысле к практической философии относят тексты и речи разных авторов, содержащие философскую аргументацию, мысли о жизни, человеке, об отношении к миру, обращенные ко всем людям и имеющие практический смысл, побуждающие к действию или отвращающие от него. Эти тексты и речи, как правило, не носят характер исследования, а содержат рассуждения, отдельные мысли и рекомендации... В этом втором значении «практическая философия» имеет богатую историю и традиции. Многие философы прошлого оставили тексты, имеющие практически-философский смысл. И не только философы, а и другие писатели: беллетристы, ученые, историки, психологи, политики и т. д.

К сожалению, практическая философия (в своем основном значении) пребывает еще в зачаточном состоянии. Общество только сейчас начинает осознавать, что философия может непосредственно (без посредников разного рода) влиять на дела и судьбы людей, что философы могут работать с людьми — подобно психологам, психоаналитикам, врачам, священникам. Под практической философией нередко понимается раздел философии, посвященный человеческим делам, нацеленным на достижение блага. Так понимали ее многие философы, в том числе Гегель (см. ниже). С нашей точки зрения, не совсем точно называть практической философией лишь рефлексию блага, практического действия.

По большому счету практическая философия отличается от философии вообще не столько своим содержанием-предметом, сколько своей «способностью» непосредственно влиять на мысли и дела людей. Такую философию лучше обозначать специальным термином. Предлагаю называть ее софологией (от греч. sophos — мудрость и logos — слово, учение), а практического философа — софологом. Конечно, люди (нефилософы) чаще всего обращаются к тем разделам философии, которые интересны им в житейском, утилитарно-узко-практическом плане. Но это не значит, что им совсем неинтересны другие разделы философии. Например, разве им неинтересны мировоззренческие вопросы и разве эти вопросы, вернее ответы на них, не влияют на поведение людей? Влияют да еще как! А разве им безразлично то, как они думают? Нет, конечно! Любой, даже самый абстрактный (далекий от тех или иных практических дел), философский вопрос может быть интересен нефилософу.

Как мы уже говорили, в точном смысле практическая философия — это философия, которая осуществляет непосредственную связь философии с жизнью, с нефилософией. А софолог, практический философ — это философ, который способен и умеет налаживать связь с нефилософом, который через умную беседу с ним может влиять на его мысли и дела. В роли практического философа (софолога) может оказаться любой философ, если он хоть раз продуктивно и именно как философ беседовал с нефилософом. Практическая философия может стать профессией философа, если последний наладит постоянное живое общение с нефилософами и будет за это получать вознаграждение...

В свете сказанного становится ясным, что практическая и житейская философия — не одно и тоже. Последняя лишь часть первой. Житейская философия — это философия повседневной, обычной жизни человека. Она далека от фундаментальных — мировоззренческих, человековедческих и методологических — вопросов. Итак, практическая философия (софология) — это философия, имеющая целью воздействовать на людей силой мысли через посредство слова, убеждения — в процессе живого общения (консультации-беседы, собеседования, дискуссии, анализа конкретной ситуации). А практический философ (софолог) — это философ, который организует службу консультирования-собеседования-исповедания. Его задача: консультирование и собеседование по основным вопросам жизни, развития, любви, творчества, здоровья.

Перед нами, философами, стоит поистине историческая задача: создать институт практических философов, софологов, создать моду на них, как уже создана мода на психологов«.

Таким образом, речь идёт о службе помощи профессиональных философов, аналитиков и вдумчивых собеседников в одном лице, людях, интеллектуальные ресурсы которых можно использовать для мозгового штурма ваших задач!

От консультанта зачастую ждут истину-знание, получаемое путём познания, измерений, экспериментов. Философия же — любовь к мудрости. Она властвует в области мышления-размышления, она помогает человеку думать, размышлять, задавать вопросы и находить ответы.

Софология, естественно, опирается на науку, на данные науки (в том числе и психологии) а так же на весь опыт человека и человечества. И действительно, мудрость опирается на всё, что человек достигает и в области познания, и в области практики, и в области житейского опыта, одним словом, во всех областях своей деятельности.

Поэтому, если быть точным, практическую философию нельзя назвать наукой. Философия не наука. Это другой тип культуры! Это касается и софологии.

Никаких истин-откровений, как это делает, например, религия, софология не даёт. Не занимается она и лечением, как психиатрия и психология. Нет здесь и лишней «наукообразности» как в академической философии.

Однако, вполне возможно, что вследствие общения с практическим философом-софологом, Вы найдёте для себя ответ на какой-нибудь очень животрепещущий вопрос. Вероятно, этот ответ покажется Вам и научно доказанным, и психологически живым, и религиозно откровенным. Что ж, так тому и быть. Однако за этим «откровением» стоит вековой опыт, накопленный человечеством в разных культурах — греческой, русской, китайской, индийской...

Задача софолога — вскрыть весь этот опыт, помочь Вам воспользоваться им, словно это живая библиотека и открытый справочник мудрости.

На наших тренингах и консультациях мы отрабатываем на практике конкретные упражнения, помогающие развить свой разум. Помогаем в сложных жизненных ситуациях. Работаем с разного сорта проблемами ­— ­будь то личные неурядицы, трудности бизнеса или же общее желание поучиться, поднять свой интеллектуальный уровень. Не забыли мы и о сократовской иронии, то есть о юморе, который помогает софологам и их собеседникам критически относиться к реальности и с надеждой смотреть в будущее.

***

Ниже приведён пример софологической консультации (СО-консультации) и её прикладной части Со-Анализа (софологического психоанализа).

«Клиент» обратился в софологическую консультацию с проблемой «измена мужа». Казалось бы, психологическая тема. Но к решению может быть применён и софологический подход.

Термин «клиент» четко задаёт характер отношений — коммерческий. Софология же не ставит науку и психологическое здоровье выше коммерции, хотя и не отрицает роль денег в нашем непростом мире. Просто деньги для нас средство, а не цель. Но и термин «пациент» из психологической практики предполагает дуализм доктор-больной, и так же однозначно не подходит. Софологическим аналогом слов «пациент» и «клиент» является ЭПИКОН.

Эпикон — от греческого корня Επικοιν «Эпос», то «эпос» — повествование, и Επικοινωνήστε με — собеседник. Тем самым, мы подчёркиваем уважение к «пациенту» и «клиенту» как к равному собеседнику.

Эпикон
21:28:17 05/11/2013
Добрый вечер, можно к Вам обратиться со своей проблемой?

Со-Аналитик
23:16:28 05/11/2013
Добрый, давайте попробуем.

Эпикон
08:22:41 06/11/2013
Спасибо, что ответили. Четыре месяца назад я узнала, что мне изменил муж. Решила сохранить семью, хотя всегда говорила, что уйду. Я люблю его, но не знаю, как простить и не напоминать.

Со-Аналитик
11:06:14 06/11/2013
Как Вас зовут?
Меня зовут Павел.
Наверняка, Вы видели мою анкету. Я не психолог. Я Со-Аналитик. Психологам свойственно бросаться к человеку и начинать ему помогать, не разобравшись в сути дела. Со-Аналитик действует рационально.
Поэтому я задам Вам вопрос:
Для чего Вам этот разговор? Что вы хотите получить? Облегчение? Утешение? Забвение — забыть о неприятностях? Спокойно подумать о ситуации и найти выход?
Или вы хотите буквально, как Вы написали «простить и не напоминать»?

Эпикон
11:54:42 06/11/2013
Хотелось бы подумать, разобраться и найти выход из этой ситуации, чтобы эта проблема больше не возникала в нашей семье. Ну и, конечно, простить и жить дальше!

Со-Аналитик
12:00:17 06/11/2013
Одним словом, всё сразу! Так как Вас зовут?

Эпикон
12:23:20 06/11/2013
Зовут меня Мария (все имена изменены, совпадения — случайны — ПС). Пусть не всё сразу, а постепенно — шаг за шагом.

Со-Аналитик
12:58:10 06/11/2013
Мария, вот Вы написали «чтобы проблема больше не возникала в нашей семье». Вы хотите, чтоб муж не изменял? Или чтобы Вас это не раздражало? Чувствуете разницу?

Эпикон
13:21:46 06/11/2013
Чувствую разницу, хочу, конечно, чтобы больше не изменял. Я очень гордая, мне тяжело дается прощение.

Со-Аналитик
13:30:38 06/11/2013
Но ведь мы с Вами не можем заставить Вашего мужа что-то делать или не делать. Правда, можно измениться самой, создать условия, чтобы мужчина не хотел больше изменять. Это Ваш путь?

Эпикон
13:39:10 06/11/2013
Да это мой путь. Я хочу измениться, быть интересной и сделать так, чтобы ему было хорошо, но вот как всё-таки быть с прощением? Как простить?

Со-Аналитик
13:55:32 06/11/2013
Ну вот, Мария, мы с Вами и сформулировали задачу, с которой уже можно начинать работать. Точнее, их две.
1. Измениться самой, изменить отношения, ситуацию, чтобы мужу было не выгодно изменять.
2. Простить.
И Вы верно ставите прощение на 1-е место, так как с обидой в душе никакие изменения у Вас толком не получатся. Всё будет отравлено.
Так значит, с обиды и прощения мы и начнем?

Эпикон
14:01:09 06/11/2013
Да я согласна, что без прощения невозможно измениться и строить дальше отношения.

Со-Аналитик
16:16:28 06/11/2013
В таком случае, как бы Вы хотели простить мужа?
На самом деле, я знаю всего 3 пути.
1.Символический путь восстановления справедливости. Например, если Вы религиозны: Вы идёте в церковь, каетесь и просите Бога даровать Вам силы простить грех мужу. Что ещё в церкви принято делать? Набираете Святой воды, окропляете всё в доме, возможно, сами пьёте и даёте мужу выпить, я точно не знаю, как это делается в рамках религиозного обряда.
Здесь не важна форма, важна суть. Например, если Вы не религиозны, с тем же успехом можно поехать вместе с мужем в отпуск и там устроить что-то типа «начинаем жизнь с нуля». Муж преподносит Вам букеты цветов, дарит подарки, ухаживает за Вами, и всё как будто в первый раз. До тех пор, пока Вы не почувствуете, что «да, он отдал Вам долг и дань уважения». Ваша гордость успокоилась, Ваше сердце растаяло, и Вы готовы его простить.
В общем, всё зависит от Вашей фантазии, какой ритуал прощения выбрать. Если нужна форма ритуала, я помогу разработать. Но это должно быть обязательно какое-то действие, действо, потому как простых слов в данной ситуации, боюсь, будет недостаточно.
2. Есть другой способ прощения. Психологический. Для этого нужно пойти в корень обиды, пережить её заново. Убрать причины. Здесь нужно работать. В результате, может быть, Вы вовсе утратите способность обижаться, а может быть наоборот, станете очень обидчивой. Хотя, это на время. Пока не будут убраны все корни вашей обидчивости. Но на этом пути нужна решимость. И здесь уже нужно работать через сеансы психотерапии. Вы можете это сделать с помощью любого толкового психолога. Можете с моей помощью. Как хотите.
Есть ещё третий путь — не убирать обиду и не искать прощение, а использовать силу данной обиды, но не для мести, а в созидательном ключе. Например, Вы можете пойти учиться на психолога, чтобы овладеть умением работать с психологическими проблемами. Это решение направит всю разрушительную энергию Вашей обиды на созидание, на совершенствование. Наградой станет то, что Вы научитесь решать свои проблемы сами. А когда научитесь, уберёте и эту проблему, и множество других.
То есть, вот жизнь подкинула Вам испытание, и Вы, вместо того, чтобы пройти его по-бытовому, инерционно, стереотипно, проходите его по-философски разумно, с пользой, то есть мудро.
Какой из трёх путей выбрать — решать Вам, уважаемая Мария.

Эпикон
16:54:41 06/11/2013
Я даже не знаю, какой путь выбрать. Всё что вы описали в первом пункте, происходит у нас сейчас: и цветы, и ухаживания. Можно сказать, всё вернулось в тот период, когда мы поженились (а женаты мы 9 лет). Я попробую пока остановиться на первом варианте. Мой муж сейчас прикладывает много сил, чтоб я его простила, но моя гордость мне мешает. Спасибо Вам огромное за помощь, я очень надеюсь, что я смогу это сделать.

Со-Аналитик
07:15:10 07/11/2013
На здоровье! Попробуйте полноценно прожить «восстановление справедливости». Если не поможет, значит, будем дальше «копать». Обращайтесь. Если поможет через какое-то время, то интересен был бы Ваш отзыв, чем Вам помогло наше общение, ведь, в сущности, мы ничего не сделали, «просто поговорили».

Эпикон
13:07:24 07/11/2013
Добрый день, да мы с Вами просто поговорили. Вы выслушали меня, дали совет. Я очень надеюсь, что смогу справится с болью и обидой в сердце и научусь радоваться жизни, ведь жизнь одна!!! А отзыв я обязательно Вам напишу, и, если не смогу справится, я обращусь к Вам за поддержкой. Обязательно!!!

Со-Аналитик
14:06:27 07/11/2013
Боль и обиду так просто не преодолеть. Но если проблема только в справедливости, то 1-й метод поможет. Думаю, однако, Вы не случайно сказали про свою гордость. Она Вам помешает. Эта гордость не простого свойства. Но не будем загадывать, и забегать вперед. Постепенное движение лучше, чем нетерпеливые скачки.
Удачи Вам! Я остаюсь на связи.

***

Как вы видите из приведённого примера, на наших тренингах и СО-консультациях мы отрабатываем на практике конкретные упражнения, помогающие развить свой разум. Помогаем в сложных жизненных ситуациях. Работаем с разного сорта проблемами ­- ­будь то личные неурядицы, трудности бизнеса или же общее желание поучиться, поднять свой интеллектуальный уровень. Не забыли мы и о сократовской иронии, то есть о юморе, который помогает софологам и их собеседникам критически относиться к реальности и с надеждой смотреть в будущее.

Новости

18 марта 2024 г. 16-17 марта в Минске Михаил Александрович Миллер провел очный тренинг «Регрессивный и прогрессивный гипноз» Подробнее
18 марта 2024 г. 14 марта прошел мини-курс «Сила и энергия весеннего равноденствия» доктора наук Алексея Николаевича Диашева Подробнее

Наши клиенты

Акции, сертификаты, скидки

Актуальные акции месяца
Система скидок
Бонусы и сертификаты

Подробнее

Быстрая связь

Московская Школа Психологии
Использование материалов сайта разрешено только при наличии активной ссылки на источник.
Все права на картинки и тексты принадлежат их авторам.
Москва, Гамсоновский переулок, д. 2.
+7 (495) 961-00-89.