+7 966 056-77-77 — WhatsApp, Telegram
+7 (495) 961-00-89

Цель: своя или не своя?

Антон Безмолитвенный

 

Обиднее всего бывает осознавать, что лестница, по которой ты карабкался всю жизнь, приставлена не к тому окну.

Знаете, на тренинге люди часто жалуются мне на то, что не могут отличить «своё» от «не-своего» по жизни. И просят с этим помочь. Действительно, запрос серьёзный — от правильно поставленных целей и задач без преувеличения зависит всё течение жизни. Но для вас это, конечно, далеко не новость. Каждый об этом слышал, все про это знают.

Почему же тогда в конкретной жизненной ситуации постоянно ошибаются? Отчего так трудно бывает понять, что твоё — и сделать правильный выбор? Посмотрите вокруг: мир переполнен людьми, которые оголтело заняты реализацией не-своих целей. А значит, живут не свою жизнь.

Например, Маша, 28 лет — бухгалтер. Вот уже 5 лет как бухгалтер. И последние 4 с половиной из них работу свою искренне, всеми фибрами души — ненавидит. Терпит ежедневное бессмысленное высчитывание на калькуляторе и заполнение осточертевших экселевских табличек только ради денег. При этом давайте спросим Машу, кем она хочет стать. Немного подумав, отвечает: «Главным бухгалтером». Как изменится её жизнь после «повышения»? Да почти никак: придётся делать примерно то же — в ещё большем объёме и с большей юридической ответственностью. Спрашивается, зачем главным бухгалтером? К тому ли окну приставлена лестница Маши? Сомнительно.

Я сейчас привожу типичный для нашего времени пример постановки целей. Маша пришла на тренинг с просьбой добавить ей «мотивации». На мой взгляд, такие запросы больше напоминают изощрённое самоизнасилование. Если расшифровать, перевести на русский язык эту «замечательную» цель, получится примерно следующее: «Научите, как бы мне покруче себя заставить делать то, чего я делать совсем не хочу, чтобы получить результат, который будет меня раздражать, угнетать и выворачивать наизнанку каждый день моей дальнейшей жизни».

Давайте задумаемся: что будет через 10 лет, если я (не дай бог) придам ей мотивации на реализацию этой цели, и Маше (как человеку амбициозному и энергичному) удастся-таки достичь заявленного? А будет вот что: эмоциональное выгорание, тотальное отвращение к работе и жизни в целом, демотивация. Бездумный, механический труд, не приносящий никакого удовольствия, вымавающий остатки радости из серых, унылых, монотонных будней. И это — 5 дней в неделю. Напоминаю, из 7. То есть большую часть активного, бодрствующего времяпрепровождения. И — что характерно — абсолютно добровольно! Никто ведь Машу не заставлял, сама «захотела».

Получается как в «весёлом» детском сочинении: «Анна Каренина бросилась под поезд, и тот ещё долго влачил её жалкое существование…»

Может быть, «в консерватории что-то подправить»? Поработать с образом будущего? Поменять формулировку цели так, чтобы она приносила радость и удовольствие?

Давайте уточним, откуда у Маши вообще появилась такая цель?

Если копнуть поглубже, выяснится, что в юношестве мама Маши хотела стать бухгалтером, а стала — швеёй-мотористкой. Образования у неё подходящего не было. Поэтому и настояла, чтобы дочка пошла учиться в соответствующий ВУЗ. А у самой Маши в детстве были ярко выраженные художественные способности. Отлично получалось рисовать у девочки. Мама до некоторых пор это даже одобряла. Но когда Маша подросла, и встал вопрос о профессии, озвучила следующее: «Это кем же ты будешь, когда вырастешь, а? Художницей, что ли? Нет уж, давай получи нормальную специальность, чтобы было всё, как у людей. А потом уже будешь развлекаться в своё удовольствие».

Вот так и получилось, что реализует Маша не свою цель, а мамину. А жизнь-то на это уходит своя…

И забыла она уже о своих детских мечтах и фантазиях. И после работы рисовать как-то… не тянет. Сил нет. Силы есть только на то, чтобы завалиться на диван перед телевизором с чем-то вкусненьким и забыться.

М-да… Пример, конечно, невесёлый. Но, к сожалению, такой частый в окружающей нас жизни. Миллионы людей живут именно так. Поэтому я вынужден был начать с него.

Итак, что можно вынести из этого печального примера?

1. Не своя цель — не радует. Почему? Потому что в этом случае нет удовольствия от самого процесса. Ставятся такие цели только ради результата (обычно значимого для окружающих). Но давайте задумаемся, каков результат жизни? Не в возвышенно-метафизическом смысле («память, живущая в сердцах людей…»), а в самом бытовом, практическом? Результат один — смерть. Это если по-честному. Жизнь коротка, потерпи немного. Продолжая коллекцию грустных анекдотов… Жизнь — это процесс. В таком случае полезно и воспринимать её как процесс — наслаждаться тем, что есть, а не тем, что «может быть будет». Если относиться к ней, как к игре на результат, она проходит как страшный сон, наполненный каждодневным напряжением и борьбой, и, оглядываясь назад (перед окончательным результатом), человек удивляется — где «это всё, что должно было быть у меня»? Радость, экстаз, упоение, вдохновение… Получается как в известном анекдоте: «Поймал мужик золотую рыбку. И говорит ей: «Слушай меня, рыбка! Хочу, чтобы у меня всё было!» А та отвечает: «Отлично, мужик. У тебя всё было». Кстати, отсюда можно сделать ещё один вывод — от противного:

2. Своя цель — доставляет удовольствие в процессе достижения. Собственно, удовольствие и доставляет сам процесс. Как в анекдоте про известного жизнелюба поручика Ржевского… Впрочем, хватит уже анекдотов, не буду здесь его приводить.

Давай рассмотрим ещё две жизненные истории:

  • История «Саша-1»: родился в обычной семье, учился в школе хорошо — так настаивали родители. Почти золотая медаль — всего 3 четвёрки в аттестате. Затем выбор института — как подсказывали родители: «Надо идти в нормальный ВУЗ на хорошую специальность. Ведь это же залог успеха». В результате в нужный ВУЗ его «пропихнули», хотя сам он никакой радости от «выбранной» специальности не испытывал. Затем поиски работы: оказывается, после института никто «с руками не отхватывал» и особо брать не спешил. Кое-как устроился. А дальше — «надо строить успешную карьеру» — так говорили все: родственники, друзья, телевизор, газеты, журналы, общество. Все. И потянулись будни — работа, работа, работа, нудная и отупляющая, вечера с пивом перед телевизором. Дни летят с каждым годом всё быстрее и быстрее. Возникает ощущение, что жизнь несётся мимо него, а он… просто не успевает. Ничего не успевает. И с каждым ощущение бессмысленности растёт — пустота и очерствелость, которые теперь надёжно поселились в нём вместо счастья и радости. Но всё это казалось только подготовкой к жизни, которую нужно «перетерпеть», пережить и дождаться. Каждый день Саша ждал чего-то, какого-то невероятного события, после которого он «прыгнет» в счастье и начнёт жить по-настоящему: так, чтобы каждый день был наполненным смыслом, весёлым, лучезарным и радостным. Только вот что-то событие почему-то не приходит, добрый ангел (может быть, Дед Мороз?) не прилетает. Саша так и не «прыгает». В результате остаток жизни выглядит так: работа, работа, работа, смерть в 68 лет. Уф-ф… Ну всё, хватит уже грустных примеров. Теперь — только хорошие. И вот вторая история:
  • История «Саша-2»: родился в обычной семье, детский сад, потом школа, но в 3-ем классе школы у этой инкарнации Саши зародилась своя цель — рисовать. Саша рос, взрослел, лелея собственную мечту. И когда встал вопрос о том, куда пойти учиться, он спокойно и уверенно сказал — «Я пойду в художественный ВУЗ». Конечно, это не вызвало энтузиазма у родителей. Связей такого рода у них не было. И они ответили: «Как хочешь, но тогда поступать будешь сам. Ничем не поможем. Мы тебя предупреждали». Поначалу было очень сложно, приходилось подрабатывать, чтобы оплатить курсы и репетиторов; кроме того, каждый день он был вынужден преодолевать психологическое давление со стороны родителей и учителей в школе, но Саша был твёрд в реализации своего намерения, увлечённо занимался подготовкой к выбранному делу жизни, и вот долгожданный день настал — Саша поступил в свой ВУЗ. Сам. Затем увлечённо учился, параллельно рисуя и выполняя заказы (всё — в удовольствие, потому что это его выбор, никто не заставлял), потом стал дизайнером, затем освоил html и flash, переехал за рубеж, устроился в крупную контору, после этого через несколько лет открыл свою успешную и процветающую компанию по веб-дизайну. И много ещё всего интересного было в жизни Саши-2: путешествия, любимая женщина, уважение и благодарность окружающих, наследники, которые гордились им. До конца жизни занимался он делом, которое приносило ему удовольствие и радость людям вокруг. А умер, как и Саша-1, в 68 лет.

Казалось бы, человек прожил одинаковое количество лет и в том, и в другом сценарии. Результат тоже один — смерть. Но что-то всё-таки отличает эти жизни друг от друга. Правда?

И нескромный вопрос: какой сценарий лично вы для себя предпочли?

Хорошая жизнь определяется количеством моментов, прожитых в состоянии счастья от реализации своего любимого дела. Обычно это означает параллельно и самореализацию.

Вот в чём ошибка Маши, вот в чём ошибка Саши-1: при постановке цели не учитывалось, будет ли приносить удовольствие сам процесс реализации. А если этот пункт и учитывался, то отбрасывался, как малозначимый. Ведь важнее результат. А в результате — вся жизнь вместо удовольствия и радости превращается в суровую бытовую рутину. Из-за одного малозначимого пункта…

Вывод: Полезно ставить цели так, чтобы и процесс их достижения, и результат приносил удовольствие. Только в этом случае можно с уверенностью сказать, что цель «твоя». Потом ты не пожалеешь о потраченном времени. И лестница, по которой ты взбирался к своему окну, будет поднята выше и послужит тебе для достижения следующих целей.

Тогда и людям вокруг радостнее. Всегда приятнее иметь дело с реализованным, нашедшим себя человеком.

Новости

18 марта 2024 г. 16-17 марта в Минске Михаил Александрович Миллер провел очный тренинг «Регрессивный и прогрессивный гипноз» Подробнее
18 марта 2024 г. 14 марта прошел мини-курс «Сила и энергия весеннего равноденствия» доктора наук Алексея Николаевича Диашева Подробнее

Наши клиенты

Акции, сертификаты, скидки

Актуальные акции месяца
Система скидок
Бонусы и сертификаты

Подробнее

Быстрая связь

Московская Школа Психологии
Использование материалов сайта разрешено только при наличии активной ссылки на источник.
Все права на картинки и тексты принадлежат их авторам.
Москва, Гамсоновский переулок, д. 2.
+7 (495) 961-00-89.